Рынок подшипников в рамках импортозамещения

04.05.2022
Photo

Шведский производитель подшипников SKF, вслед за Amsted Rail и Timken объявил об уходе из России, хотя на долю РФ приходилось всего 2% общего оборота группы в 2021 г. Тем временем нехватка подшипников уже резко затормозила производство инновационных вагонов, а именно более 200 000 единиц подвижной техники. Чтобы оснастить всю технику понадобиться примерно 43 млрд руб.

Минпромторг для поддержки этого сектора начал реализовать программу субсидирования НИОКР в рамках постановления №1649. Кроме того, предприятия подшипниковой отрасли могут получить льготные займы по ставке 1% годовых в размере от 50 млн до 1 млрд руб. в Фонде развития промышленности на организацию производства новой продукции. Впрочем, едва ли этого будет достаточно. Из 1 млн 250 тыс. российских вагонов сразу шестая часть (инновационная) оказалась в уязвимом положении. Сегодня нет возможности локализовать производство подшипников кассетного типа, которые используются для этого типа ПС, рассказали в «Объединении вагоностроителей».

В России сегодня нет тех производителей кассетных и цилиндрических подшипников, которые могли бы обеспечить потребность рынка и не зависели бы от иностранных инвесторов. Это чревато остановкой производства инновационных вагонов, в этом году их ожидается порядка 30–35 тыс., и остановкой ремонта тех, которые эксплуатируются. В настоящее время на складах вагоностроительных предприятий ещё есть запас кассетных подшипников, с которым можно работать, но хватит его не на долго.

«Для нивелирования рисков дефицита или полного отсутствия критически важных комплектующих необходимо проведение системной работы по повышению уровня конкуренции и увеличению количества производителей кассетных подшипников. В первую очередь нужно обратить самое пристальное внимание на восстановление и развитие собственного подшипникового кластера для всех отраслей промышленности путём субсидирования / софинансирования НИОКР и строительства новых высокотехнологичных производств.

Создать такой кластер, на наш взгляд, возможно на площадке крупнейшей госкорпорации «Ростех», обладающей необходимыми компетенциями.

Эффект от реализации таких планов очевиден — это не только создание новых рабочих мест и возможность производства своей продукции с высокой добавленной стоимостью, но и гарантии того, что при уходе с российского рынка какой-либо из зарубежных компаний-производителей мы не окажемся в ситуации, в которой оказались сейчас. Но, надо признать, это долгая работа, направленная скорее на перспективу», — рассказал исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов.

Также, проводятся дополнительные исследования о продлении срока эксплуатации колёсных пар, укомплектованных кассетными подшипниками, до 10 лет, или до 1 млн км пробега. Как известно, межремонтный срок службы такого подшипника пока составляет 8 лет, или 800 тыс. км пробега. Экспертное заключение должен дать ВНИИЖТ», — напоминают в СОЖТ (Союзе операторов железнодорожного транспорта).

Выход из сложившейся ситуации — это налаживание контактов с другими производителями, не европейскими, не санкционными. Смотреть надо в сторону азиатского рынка, Китая и Индии. В итоге, наиболее действенным вариантом решения возникшей проблемы в краткосрочной перспективе эксперты называют организацию временных поставок кассетных подшипников из дружественных для России стран.

При реализации таких шагов необходима действенная помощь государства, которая уже оказывается в рамках реализации постановления от 12 марта 2022 г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», позволяющего помимо прочего, упростить процедуру ввоза импортной продукции для замены комплектующих и деталей зарубежных компаний, ушедших с российского рынка, с соблюдением требуемого уровня безопасности железнодорожного движения.

А также, в настоящее время вагоностроительные предприятия сосредоточились на изучении китайского рынка, как стратегического и наиболее близкого партнёра в части логистики. Там есть и свои наработки, и нужный объём. Но даже та продукция, которую смогли найти, всё равно требует проведения определённой работы по омологации к российскому рынку.

«Эти два основных направления являются не только видением вагоностроителей, но и нашли отражение в стратегических документах по развитию железнодорожного транспорта и экономики страны, утверждённых Президентом и Правительством Российской Федерации», — резюмирует Евгений Семёнов.

Полная версия статьи: https://vgudok.com/reforma/mir-druzhba-podshipnik-kassetnye-podshipniki-dlya-innovagonov-na-seti-rzhd-sdelayut-kitay-i